Контейнер-рефрижератор – оборудование, предназначенное для транспортировки грузов, чувствительных к температурному режиму. Используется для перевозки мясной, масложировой, рыбной продукции, колбасных и кондитерских изделий, молока, вина, пива, цветочной срезки, косметики.
Наиболее распространенные типы рефрижераторных контейнеров: изделия длиной 20, 40 и 45 футов. Среди холодильных агрегатов популярны марки Thermo King, Carrier Transcold, Daikin. Оборудование для перевозки термозависимых грузов состоит из двух конструкционных блоков: корпуса и холодильного агрегата.
Для размещения груза используют поддоны, между ними и полом предусматривается свободное пространство, необходимое для свободной циркуляции воздуха. Между грузом и потолком также должно оставаться расстояние не менее 12 см, контролировать которое помогают специальные метки на стенах.
В торце корпуса размещается агрегат, предназначенный для поддержания необходимой температуры в рефконтейнере – от -25°C до +25°C. Примерно в 85% случаев используют фреоновые установки, как наиболее универсальные и экономичные. Для заправки холодильных установок используют щадящие по отношению к озоновому слою современные хладагенты. Жидкоазотные агрегаты и работающие на сухом льду используются редко.
Руководит агрегатом электронный блок управления, обеспечивающий:
Электроника рефрижераторного агрегата контролирует не только режим температуры и влажности, но и скорость циркуляции воздушного потока. Пишущие датчики позволяют определить точное время, в течение которого были нарушены требуемые параметры температуры и/или влажности. Данные хранятся в цифровой форме, для оценки выводятся на внешний дисплей.
Термоконтейнеры, используемые на судах или стационарных складах, подключаются к централизованной трехфазной электросети напряжением 380-460В и частотой 50-60 Гц 5-ти штырьковой вилкой. Если на судне система электропитания не достаточно мощная для работы всех рефконтейнеров, то часть из них подсоединяется к внешним дизель-генераторам, расположенным на верхней палубе и имеющим габариты 20-ти футовой тары. Во время транспортировки контейнера на железнодорожном или автомобильном транспорте агрегат подключают к дизель-генератору, встроенному в холодильную установку или представляющему собой отдельный навесной блок. В большинстве случаев для запуска рефконтейнера потребуется дизель-генератор мощностью 11 кВт, но лучше в каждом случае получать дополнительные рекомендации специалистов.
Холодильно-отопительные агрегаты выпускают трех видов:
Благодаря наличию автоматических приборов защиты и дублированию некоторых систем, контейнеры-холодильники могут работать один-два месяца без обслуживания.
Ребристые испарители располагаются в теплоизолированном пространстве. Хладагент в испаритель поступает через терморегулирующий вентиль с распределительным устройством. Для оттаивания испарителей используют электронагреватели.
Теплый воздух в большинстве случаев забирается в нижней части тары, проходит через теплообменник и, набрав нужную температуру, возвращается в контейнер через отверстие в подвесном потолке или торцевой стенке или через металлические, пластмассовые, резинотканевые воздуховоды. Принудительная вентиляция происходит с помощью осевых вентиляторов. Такое движение воздуха обеспечивает охлаждение или нагрев внутреннего пространства тары. Некоторые – самые современные (и самые дорогостоящие) – охлаждающие системы включаются только тогда, когда вентиляция не справляется с отводом тепла.
Габариты, объем и масса рефрижераторных контейнеров различных типов
Характеристики | 20 футов | 40 футов | 40 футов High Cube | 45 футов Highe Cube |
---|---|---|---|---|
Наружные размеры | ||||
Длина, мм | 6058 | 12192 | 12192 | 13692 |
Ширина, мм | 2438 | 2438 | 2438 | 2438 |
Высота, мм | 2591 | 2591 | 2895 | 2895 |
Внутренние размеры | ||||
Длина, мм | 5513 | 11638 | 11658 | 13158 |
Ширина, мм | 2284 | 2282 | 2282 | 2282 |
Высота, мм | 2269 | 2252 | 2557 | 2557 |
Внутренний объем, м3 | 28,3 | 56,6 | 67,68 | 75,76 |
Массовые параметры | ||||
Собственная масса, кг | 3050 | 4500,5 | 4800 | 4970 |
Максимальная грузоподъемность, кг | 21950 | 27990 | 27790 | 25510 |
Хладопроизводительность, ккал/час | 2900-4200 | 3400-4200 | ||
Теплопроизводительность, ккал/час | 4200-4400 | 5000-5200 | ||
Потребление электроэнергии, кВт/час | 4,6 | 5,8 |